ЛЕЧЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА

Рисунок1Нейроэстетика – сравнительно молодая наука, изучающая природу эстетических чувств и их влияние на наше физическое и психическое состояние. Если раньше ученые с предубеждением относились к вопросам воздействия искусства на мозг, то сейчас предлагают использовать силу музыки и художественных образов как для развития детей, так и для профилактики и лечения неврологических заболеваний.

На сайте журнала «Виноград» дается небольшая часть статьи Кристины Сандаловой (консультант Анастасия Прищепа, врач-невролог, аспирант кафедры нервных болезней ИПО Первого МГМУ им. Сеченова, эксперт Ассоциации междисциплинарной медицины, соавтор книги «Управление стрессом») «ЛЕЧЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА. О творчестве как о лекарстве». Полный текст на сайте появится позже. Но если вам интересна эта тема, перепечатываем текст этой статьи с небольшим сокращением из второго номера журнала «Виноград» (этот журнал выписывает наша библиотека).

Развитие нейроэстетики началось с открытия зеркальных нейронов, когда итальянские ученые в университете города Пармы выяснили, что зеркальные нейроны (англ. mirror neurons) головного мозга активизируются не только тогда, когда мы совершаем действие, но и в момент наблюдения за действием другого существа, и возбуждаются даже в том случае, если изображение существует лишь на картинке или экране. «То есть мы как бы “отзеркаливаем”, проживаем состояние другого объекта в своем теле», – поясняет суть известный норвежский специалист по нейроэстетике Пер Олаф, доцент кафедры исследований в области лингвистики, литературы и эстетики Университета Бергена, уточняя, что искусство способно менять наш мозг. Это подтверждают многочисленные научные наблюдения, которые показывают, что если человек регулярно посещает художественную галерею, у него ниже уровень стресса, он реже страдает от депрессии и неврозов. То же самое касается и детей. Вот почему важно приобщать ребенка к искусству с ранних лет. Совсем необязательно ходить на экскурсии в 5–6 лет, можно просто периодически заходить в картинную галерею, обсуждать с малышом понравившиеся картины столько времени, сколько он выдержит.

Кроме того, позитивное влияние мозга оказывают непосредственные занятия живописью. Так, недавнее исследование «Как искусство меняет мозг: воздействие искусства на функциональную взаимосвязь в мозге», проведенное учеными Университета Эрланген-Нюрнберга и опубликованное в американском научном журнале PLoS ONE, показало, что рисование повышает функциональную взаимосвязь различных областей мозга и улучшает психическую устойчивость, помогая детям и взрослым справляться со стрессом. Особенно в этом смысле полезно «свободное» рисование. Не обучение правилам построения композиции, а творческий процесс, создание художественных образов. Пусть даже родителям кажется, что ребенок нарисовал картинку коряво или не слишком красиво – для нашего мозга это не важно, потому что имеет значение сам процесс, а не результат.

Воспитание музыкой

Помимо занятий живописью, для тренировки мозга чрезвычайно полезны и уроки музыки. Музицирование  в детском  возрасте помогает развить самоконтроль и повысить интеллектуальные способности. Известно, что дошкольники, занимающиеся музыкой с 5-7 лет, более уравновешенны, они чаще обдумывают свои поступки, прежде чем совершить их, и умеют прогнозировать последствия, что важно как для обучения, так и общения.

По мнению исследователя Надит Гааб, доктора философии лаборатории когнитивной неврологии, самоконтроль и сила воли, которые формируются у детей, занимающихся музыкой, могут влиять на успеваемость даже больше, чем уровень интеллекта.

Музыка помогает выучить иностранный язык! Даже непродолжительные занятия музыкой приводят к увеличению притока крови в левое полушарие мозга. Таким образом,  музыкальное образование развивает не только музыкальные способности, но и лингвистические.

Давай споем

Последние исследования в области иммунологии показывают, что одной из основных причин иммунодефицита является недостаток кислорода в крови. А определенные музыкальные жанры, такие как пение и декламирование, могут повысить содержание кислорода в клетках организма. Будда Герас, исследователь из города Лейк-Монтезума, штат Аризона, США, даже разработал систему вокальных упражнений, которая может ускорить циркуляцию лимфы в организме в три раза.

Впрочем, и самое обычное пение «для души» чрезвычайно полезно для детей и взрослых! И для иммунитета, и для центральной нервной системы, поскольку способствует интенсивной работе мозга,  укреплению нейронных связей. Пение, с одной стороны, помогает снять эмоциональное напряжение, а с другой  — активизирует мыслительную деятельность, задействуя оба полушария.

Танцуют все!

Еще один метод, который одновременно отвечает и за развитие ребенка, и за профилактику неврологических заболеваний, — танцевальная терапия. Это направление особенно показано детишкам с эмоциональными трудностями, задержкой интеллектуального развития, детям, страдающим неврозами или пережившими сильный стресс.

Развитие танцетерапии вкупе с юнгианским анализом привело к современной практике «аутентичного движения», когда пациенты протанцовывают внутренние образы и ощущения, избавляясь от страхов и тревоги.

Все дело в том, что танцем можно легко выразить эмоцию, даже если человек обладает травматичным опытом, который он не может вербализовать.

Впрочем, не только в танцетерапия, но и обычные танцы обладают терапевтическим эффектом и полезны всем детям! Осознание возможностей тела, расслабление, эмпатия, самовыражение в творчестве – вот что дает танец. Когда наше тело выполняет синхронные движения, в головном мозге, гипоталамусе и эндокринных железах усиливается выработка эндорфинов, что вызывает у детей ощущение радости и безраздельного счастья. Это помогает снять напряжение и стресс.

Источник: Сандалова, К.Ю. ЛЕЧЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА. О творчестве как о лекарстве / К.Ю. Сандалова // Виноград. — 2017. — №2. — С64-69

Categories: движение, дети, журналы, здоровье, искусство, статья, человек, эмоции | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: