Самый экологичный транспорт

6 апреля – день рождения велосипеда. В этом году ему исполняется 199 лет.

Игорь Микулёнок на страницах журнала «Природа и человек. XXI век» (№4/2017) рассказывает о велосипеде, как об одном из величайших транспортных средств, которое помогает современному человеку восполнить так недостающие ему физические нагрузки. По глубокому убеждению автора, это одно из лучших, если не самое лучшее средство для приведения в порядок мыслей во время долгих неторопливых поездок.

…История создания велосипеда достаточно запутана и противоречива.

Хорошо известный рисунок двухколесного велосипеда с рулём и цепной передачей, приписываемый Леонардо да Винчи (1452-1519) (по другой версии, его ученику Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено; 1480-1524), по мнению многих исследователей, является подделкой.

Как бы там ни было, но прототипами велосипеда можно считать изготавливавшиеся во многих странах (Германия, Франция, Россия, Англия) четырёхколесные, а также более совершенные двухколёсные повозки-самокаты – селериферы (фр. Celerifere – быстроход). Несмотря на некоторые отличия, типичный селерифер представлял собой горизонтальный деревянный брус, на концах которого вниз отходили по две вертикальные стойки с закреплёнными между ними на осях колёсами.

Сидя на селерифере, ездок отталкивался ногами от земли, после чего поджимал их и, балансируя, чтобы не упасть, некоторое время ехал по инерции. При этом для изменения направления движения приходилось либо наклоняться вместе с машиной, либо, предварительно остановившись, переставлять переднее колесо и уже затем ехать в нужном направлении. Но даже такая примитивная машина сразу завоевала немало поклонников.

Основным недостатком этой машины, которая спустя некоторое время получила новое имя – велоцифер (от лат. velox – скорый, и ferre – нести), была сложность, а нередко и невозможность изменения направления его движения непосредственно во время езды. Поэтому многие умельцы тщетно пытались усовершенствовать машину.

Одним из таких изобретателей был главный лесничий Баденского княжества Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйз фон Зауерброн – барон Карл фон Дрез (1785-1851).

В 1815 году Драйз на одной из своих ранних разработок приехал в Вену, где тогда проходил Венский конгресс. За свое легкомысленное изобретение он лишился звания княжеского лесничего в Карлсруэ (впрочем, впоследствии он получил место профессора механики в Мангейме). Несмотря на то, что велосипед Драйза был еще очень далек от совершенства, он позволял развивать неплохую скорость (в 1817 году отставной лесничий на спор за четыре часа покрыл расстояние от Карлсруэ до Келя – около 70 км, при этом почтовый дилижанс этот путь преодолевал заметно медленнее).

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1816 году, когда Драйв предложил использовать поворотную вилку переднего колеса и снабдил машину установленным над передним колесом рулём.

Свою разработку Драйв назвал «беговой машиной» (нем. Laufmaschine). Первая поездка на этой машине состоялась 12 июня 1817 года, а патент на свое изобретение Драйз получил 12 января 1818 года. Вскоре, а именно 6 апреля 1818 года, Драйз продемонстрировал свою машину в Люксембургском саду  Парижа. В французском и немецком языках «машину для бега» в честь изобретателя назвали дрезиной.

Таким образом, с полным основанием можно говорить, что именно Драйз является изобретателем велосипеда, а 6 апреля ежегодно весь мир отмечает День рождения велосипеда.

Кстати, слово «велосипед» ввел в обиход в том же 1818 году один из изобретателей фотографии – француз Жозеф Нисифор Ньепс (1765-1833). Так он назвал усовершенствованную модель «дрезины» с более удобным седлом с изменяемой высотой.

Свой современный вид велосипед приобрёл в 1880-1890-е годы, которые назвали «золотым веком велосипедов».  Первые советские велосипеды были выпущены в 1924 году Харьковским велосипедным заводом в количестве 2200 экземпляров, после чего их производство стало массовым, благо эта продукция никогда не залёживалась в магазинах.

Конструкция современного велосипеда настолько совершенна, что самой ненадёжной его частью можно считать сидящего на нем велосипедиста.

Преимущество нового транспортного средства – отсутствие потребности в топливе, неприхотливость в эксплуатации, относительная безопасность, достаточно высокая скорость, лёгкость, проходимость и манёвренность – почти сразу привлекли внимание военных.

Русские военные одними из первых оценили преимущества этого неприхотливого транспортного средства, в результате уже осенью 1889 года в русской армии появился «специальный военный самокат».

В начале третьего тысячелетия по результатам одного из опросов общественного мнения в Великобритании с громадным преимуществом велосипед был признан величайшим изобретением.

Голландские ученые – представители одной из наиболее «велосипедных» стран, где его называют не иначе, как «круглые ноги», — провели любопытное исследование, результаты которого показали, что велосипедисты болеют намного реже, а их трудоспособность значительно выше, чем у работников, которые «не дружат» с велосипедом.

Так в чём же преимущество у велосипеда перед другим видом транспорта? В первую очередь, вращение педалей – это одно из самых полезных физических упражнений, позволяющих сбросить лишние калории и подкорректировать некоторые недостатки фигуры. Езда на велосипеде усиливает кровообращение и положительно влияет на сердечно-сосудистую систему. По некоторым исследованиям у велосипедистов сердечные приступы и инфаркты миокарда случаются в два раза реже.

Огромную пользу велосипедная езда оказывает и на дыхательную систему: во время езды усиливается вентиляция лёгких, а кровь интенсивно насыщается кислородом.

По мнению медиков, регулярная езда на велосипеде позволяет избавиться от такого заболевания, как вегетососудистая дистония, которое встречается у 80% взрослого населения. Кроме того, велосипедные прогулки сокращают риск развития  варикозного расширения вен. Велосипедная езда также способствует улучшению координации движений и работе вестибулярного аппарата.

И наконец не лишне отметить, что велосипед помогает человеку справиться со стрессом: езда на «железном коне» снимает моральное напряжение и устраняет подавленное настроение. Велосипедные прогулки способствуют ощущению свободы и независимости, принося неизгладимые впечатления и радостное настроение!

Говорить о велосипеде можно бесконечно. И сегодня его популярность только растет, чему способствует желание многих из нас сохранить не только собственное здоровье, но и максимально сберечь окружающую нас природу. И именно поэтому человек продолжает изобретать велосипед, который будет служить верой и правдой не одному поколению!

(статья перепечатана с сокращениями,

полный текст статьи читайте в журнале)

Источник: Микулёнок, И. Самый экологичный транспорт / И. Микулёнок // Природа и человек. XXI век. – 2017. — №4. – С.74-77.

Categories: Россия, Физкультура, движение, здоровье, история, спорт, статья, человек, экология | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: